Автодилеры попросили Медведева увеличить господдержку автопрома

0
8

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, представляет интересы 3,5 тыс. автодилеров) обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой продлить программы господдержки автомобильной отрасли в 2018 году. Письмо президента РОАД Олега Мосеева было направлено Медведеву в пятницу, 3 ноября. У РБК есть его копия, представители двух дилеров подтвердили подлинность документа.

Представитель премьера не ответила на запрос РБК. Представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича сообщила во вторник, 7 ноября, что к ним это письмо пока не поступало.

В письме ассоциации указывается, что программы господдержки оказали существенное влияние на восстановление объема продаж автомобилей в России, а в 2017 году они стали одним из драйверов роста рынка: почти каждый второй автомобиль продается с использованием одной из программ.

Российский авторынок падал в течение четырех лет с 2013 года. По итогам 2016 года продажи снизились на 11%, до 1,4 млн автомобилей. Но уже в первые месяцы 2017 года спрос начал восстанавливаться, а с мая рынок демонстрирует двузначный рост. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь— сентябрь продажи выросли на 10,6%, до 1,02 млн машин. По данным Минпромторга на сентябрь, с начала года в России по программам государственной поддержки спроса было реализовано 597,9 тыс. автомобилей всех типов, что составляет 58% от общего числа продаж. В связи с положительной динамикой рынка АЕБ повысила прогноз роста по итогам 2017 года в два раза, до 10,8%.

Мосеев замечает, что для закрепления тенденции роста на автомобильном рынке необходимо сохранить господдержку отрасли. В частности, автодилеры предлагают увеличить объем выделяемых средств на социально значимые адресные программы автокредитования «Первый автомобиль» (скидка при покупке первого автомобиля) и «Семейный автомобиль» (для семей с двумя и более детьми), льготного лизинга «Свое дело» (для малых и средних предприятий), «Российский фермер» (для сельхозпроизводителей) и «Российский тягач» (скидка на тягачи). По мнению Мосеева, также необходимо сохранить льготное автокредитование, которое распространяется на все категории потребителей.

В 2017 году на адресные программы господдержки было выделено 3,75 млрд руб., а на льготное автокредитование — 10 млрд руб. Как уточнил в разговоре с РБК Мосеев, по адресным программам необходимо увеличить субсидии как минимум в три раза, до 10 млрд руб., чтобы получить от них большой эффект. «Эти программы актуальны для текущей рыночной ситуации и будут способствовать развитию автоотрасли, тем самым поддерживая более 700 тыс. человек, занятых в ней», — добавляет он. По словам Мосеева, на льготное автокредитование необходимо выделить еще около 10 млрд руб., как и в 2017 году. Таким образом, необходимый объем господдержки составит около 20 млрд руб.

«В случае отмены или существенного сокращения программ господдержки стимулирования спроса в 2018 году существует высокая вероятность не только прекращения текущего роста, но и снижения объема продаж», — говорится в письме РОАД. При отмене господдержки автомобильной отрасли падение рынка составит до 10%, считает директор «Авилон Ford» Михаил Жмаков

18 октября министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщал, что не все действующие в России программы поддержки спроса на автомобили продлят на 2018 год. «Точно будет продлена поддержка электрического транспорта, будут продлены программы по новым форматам: это «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Свое дело», — говорил министр (цитата по ТАСС). По словам Мантурова, общий объем финансирования оставшихся программ составит около 10 млрд руб. (с учетом поддержки электротранспорта).

В Минпромторге пока не ответили на запрос РБК по поводу мер господдержки автомобильной отрасли на 2018 год.

Автодилеры в целом соглашаются, что господдержка является одним из драйверов роста рынка. По словам Жмакова из «Авилон Ford», госпрограммы простимулировали рост покупательской активности, что отразилось в общем на состоянии рынка. Представитель автодилерской группы «У Сервис+» Наталья Жильцова добавляет, что около 70% всех кредитных продаж прошли с использованием этих программ. «Мы уже наблюдали в этом году динамичный рост в марках, где работал такой сильный инструмент стимулирования спроса, как субсидированные госпрограммы для физлиц и юрлиц, а за ростом продаж растет и производство легковых и грузовых автомобилей», — заключает заместитель предправления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.

Генеральный директор группы компаний «Феникс» (Санкт-Петербург) Вячеслав Жигалов соглашается с коллегами, но замечает, что не совсем правильно делать акцент на адресные программы, которые сосредоточены на стимулировании спроса отдельных категорий покупателей, а нужно сохранить комплексные программы, имеющие более широкий охват. Многие бюджетные марки очень зависимы от мер господдержки, добавляет он.

Член совета директоров группы компаний «Автомир» Дмитрий Гулин добавляет, что очень важно сохранить эти инструменты, потому что в конечном итоге увеличение налоговой базы обеспечит возврат в бюджет потраченных на эти программы средств с хорошим запасом.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что восстановление рынка идет относительно низкой базы и в основном по бюджетным автомобилям, поэтому сохранение мер господдержки в этой ситуации важно. Если резко сократить госпрограммы, то рост рынка может прекратиться, добавляет он. Но, по словам Беспалова, нельзя бесконечно стимулировать рынок за счет мер господдержки, от этих программ надо отходить, переходя к адресным и немонетарным мерам поддержки (например, повышенные экологические требования стимулируют покупку новых автомобилей).

Автор:
Валерия Комарова.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Комментарии