«Газпром» предложил Березкину покупать сырье по экспортной цене

0
21

С премией к экспорту

Группа ЕСН Григория Березкина, основные активы которой сосредоточены в электроэнергетике и нефтяной промышленности, решила заняться новым бизнесом — производить метанол и топливные присадки в Амурской области. Сырье группе мог бы поставлять «Газпром» по газопроводу «Сила Сибири» со своего строящегося Амурского ГПЗ. Однако газовая монополия требует платить за него экспортную цену и возмещать дополнительные расходы на перевалку, к которым приведет сокращение поставок на экспорт.​ Об этом председатель правления монополии Алексей Миллер написал министру энергетики Александру Новаку 2 марта (копия письма есть у РБК).

Давний спор с «Роснефтью»

«Роснефть» с 2013 года просит продать ей газ для ее будущего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса ВНХК в Находке в объеме до 2,3 млрд куб. м в год. В конце декабря прошлого года Владимир Путин поручил правительству принять меры для снабжения ВНХК природным газом. Но «Газпром» отказался поставлять свой газ «Роснефти», согласившись только прокачивать ее газ по своей трубе до завода, написал РБК. Министр энергетики Александр Новак 17 марта 2017 года сообщил журналистам, что «Газпром» готов построить всю необходимую инфраструктуру для обеспечения природным газом проекта ВНХК. «Для того, чтобы подключить завод к системе газоснабжения, нужно получить технические условия, подать соответствующую заявку. Мы знаем, что такая заявка подана и «Газпром» готов соответствующую инфраструктуру подвести. Это в соответствии с действующим законодательством», — объяснил министр (цитата по ТАСС).

Завод по производству метанола мощностью 1,2 млн т в год в Сковородино обойдется группе ЕСН минимум в 38 млрд руб., а его строительство пока не начиналось. На этом предприятии также планируется организовать выпуск присадки для повышения октанового числа моторного топлива (метил-трет-бутиловый эфир, МТБЭ). Наладить обеспечение этого производства сырьем компания Березкина попыталась еще в феврале, обратившись к президенту Путину. Тот поручил газовой монополии рассмотреть возможность заключить контракт на поставку бутановой фракции (сырье для производства топливных присадок) с Амурского ГПЗ «Газпрома».

Структура Березкина ​через фирму «Технолизинг» владеет нефтеналивным терминалом в Сковородино, но из-за падения объемов перевалки нефти после запуска нефтепровода ВСТО группа решила перепрофилировать бизнес. ЕСН намерена экспортировать основные объемы продукции со своего метанолового завода в Китай.

«Газпром» же рассчитывал весь объем бутановой фракции, которая будет произведена на Амурском ГПЗ, также экспортировать в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это 420 тыс. т в год, пишет Миллер. Для транспортировки Амурский ГПЗ планирует использовать терминал в порту Ванино, который строит совместно с компанией «Прайм» и планирует запустить в 2021–2022 годах. Оттуда планируется отправлять не менее 1,4 млн т сжиженного газа (включая бутановую фракцию) в год.

«Потенциальное сокращение объемов перевалки сжиженного газа через терминал более чем на 15% приведет к необходимости изменений в проектную документацию терминала, а также к значительному увеличению удельных расходов компании «Прайм» и росту тарифа на перевалку сжиженных углеводородных газов (СУГ), что негативно скажется на эффективности как Амурского ГПЗ, так и комплексного проекта добычи, транспортировки и переработки газа для поставок в КНР», — отмечает Миллер.

В связи с этим «Газпром» потребовал компенсировать ему расходы от роста тарифов после перенаправления поставок в адрес группы ЕСН. Директор информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин отмечает, что действительно при снижении объема перевалки груза стоимость его транспортировки возрастет и экономика проекта ухудшится.

Нефтеналивной бизнес Березкина

Григорий Березкин, состояние которого Forbes оценивает в $700 млн, обещал организовать транспортировку нефти на Амурский НПЗ, против строительства которого выступают крупные нефтяные компании и «Транснефть». Проектируемый завод мощностью до 6 млн т нефтепродуктов и конденсата, который на 90% финансируют китайские инвесторы, может столкнуться с проблемой поставок сырья из-за отсутствия мощностей в трубопроводах «Транснефти». Березкин предложил альтернативу — свой Уярский железнодорожный терминал в Красноярском крае. Он подтвердил РБК готовность переваливать нефть для нового завода через этот терминал с 2019 года, когда его мощности освободятся из-за перехода Комсомольского НПЗ «Роснефти» на перевалку по трубопроводу ВСТО: «На совещании в Минэнерго нам был задан вопрос, возможно ли использовать наш нефтеналивной комплекс в городе Уяр для обеспечения поставок нефти на Амурский НПЗ. Мы ответили утвердительно». По словам Березкина, Уярский терминал рассчитан на 10 млн т в год, а сейчас переваливает меньше.

Дорогие присадки

«Завод по производству метанола в Сковородино — лишь один из проектов группы ЕСН. Помимо этого мы прорабатываем возможности создания других производств по глубокой переработке газа, одна из которых — производство МТБЭ. Так как переговоры с «Газпромом» находятся на начальной стадии, что-либо комментировать на данном этапе считаем преждевременным», — сообщила официальный представитель группы ЕСН. Представитель «Газпрома» от комментариев также отказался, в пресс-службе Минэнерго не ответили на запрос РБК.

Рынок СУГ контролируется Федеральной антимонопольной службой, и «Газпром» является одним из его доминирующих участников. По словам начальника управления ФАС по контролю за ТЭК Дмитрия Махонина, в случае обращения служба готова провести анализ, нарушаются ли нормы антимонопольного законодательства в ситуации, когда «Газпром» предлагает продавать сырье на внутреннем рынке по экспортной цене. Но пока таких обращений не поступало.

По мнению Костина, производство топливных присадок в Приамурье могло бы оказаться выгодным только при низкой цене на сырье. СУГ можно купить и в другом месте, но его дорого будет везти через всю страну в Амурскую область. «Покупка сырья по высокому экспортному паритету с компенсацией снижения перевалки сильно поднимет себестоимость конечной продукции. Производителю предстоят дополнительные издержки — переработка фракции в изобутилен, что сделает производство присадок для топлива еще дороже», — отмечает эксперт. При таких условиях не исключена проблема с конкурентоспособностью конечной продукции.

Генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов полагает, что окупаемость производства МТБЭ в Амурской области находится под вопросом из-за падающего спроса на топливные присадки в целом по стране и ограниченного круга покупателей в регионе. Спрос внутри страны падает уже второй год из-за модернизации НПЗ, в результате которой производится более качественный бензин.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Комментарии